суббота, 14 августа 2010 г.

Часть1: Музыкальная шкатулка

Этот обзор призван кратко описать наиболее популярные "звуковые" программы и рассказать, на что они способны, для чего предназначены. Своеобразный навигатор. Заодно я расскажу о компаниях, которых делают такого рода софт, и чего от них можно ожидать.
Однажды я был на книжно-дисковом базаре, и услышал, как одна девушка говорит продавцу дисков, что ее рок-группе нужна программа для сведения дорожек. Продавец начал подсовывать ей разные утилиты, ориентированные на диджеев. А другой человек, явно музыкант, спросил о программе, в которой он смог бы записывать ноты и распечатывать их. Продавец опять-таки выложил перед ним диджейский софт.


Этот обзор призван кратко описать наиболее популярные "звуковые" программы и рассказать, на что они способны, для чего предназначены. Своеобразный навигатор. Заодно я расскажу о компаниях, которых делают такого рода софт, и чего от них можно ожидать. Начнем.
 Sony SoundForge
Один из старейший игроков на рынке волновых редакторов. Разработанный компанией Sonic Foundry, ей же и принадлежал. А теперь куплен Sony и выпускается под ее торговой маркой. SoundForge позволяет редактировать отдельные звуковые файлы, обрабатывать их эффектами (как встроенными, так и DirectX-плагинами). SoundForge оснащен весьма удобным интерфейсом и множеством функций, однако существует ряд ограничений, который кочуют из версии в версию вот уже долгие годы.
Инсталлятор CygWin с выбранными категориями пакетов
Интерфейс программы Sony SoundForge
Во-первых, не поддерживаются плагины формата VST. И во-вторых, SoundForge не позволяет "навесить" несколько эффектов одновременно. Нет, для этого можно использовать некие дополнительные средства вроде Plugin Chainer или какой-нибудь виртуальной стойки эффектов, но... Почему поддержка не встроена? Однако в целом SoundForge - более чем достойный продукт, и часто служит основным редактором для звуковых файлов.
Steinberg Wavelab
Еще один волновой редактор, чья эргономика несколько неуклюжа по сравнению с SoundForge. Зато WaveLab умеет то, чего SoundForge не может. Первое - поскольку Wavelab сделан компанией Steinberg, то само собой разумеется, поддерживается и фирменная технология плагинов стандарта VST. Кроме VST, WaveLab работает еще с плагинами своего собственного формата, а также с плагинами DirectX.
Второе - в редакторе присутствует микшер с секцией эффектов. Чтобы прослушать, как влияют эффекты на звук, здесь не нужно, как в SoundForge, выбирать эффект и жать на кнопку Preview. В WaveLab секция эффектов постоянно активна и находится на экране - вам достаточно выбрать нужные эффекты (не один, а можно сразу несколько), запустить файл на проигрывание, а самому возиться с настройками эффектов и слушать, что получается. И если понравится, закрепить результат кнопкой Apply.
Инсталлятор CygWin с выбранными категориями пакетов
Интерфейс программы Steinberg Wavelab
Кроме того, в WaveLab можно делать монтаж из нескольких дорожек - эти возможности многоканальника, возможно, удовлетворят начинающих пользователей, но в этом плане я рекомендую обратить внимание на другие продукты, вроде Cubase или Samplitude. А вот как именно волновой редактор, WaveLab не знает себе равных. Повторюсь - хотя у SoundForge интерфейс удобнее, но WaveLab предоставляет более развитую технологию, подход к обработке звука.
скачать Adobe Audition
Из других звуковых редакторов очень близко к WaveLab стоит Audition, тоже являясь и волновым редактором, и многоканальником (даже с поддержкой видео, что позволяет использовать продукт для озвучивания фильмов или рекламных роликов). Audition назывался раньше Cool Edit Pro и разрабатывался небольшой компанией Synthrillium.
Затем продукт был куплен Adobe, переименован и оснащен рядом новых функций. Впрочем, исчезли и некоторые старые - например, средство Brainwave Synchronizer, которое позволяло вставлять в звук бинауральные эффекты. Такие эффекты могут вызывать у некоторых расположенных к этому слушателей приступы эпилепсии - вероятно поэтому корпорация Adobe решила не связываться с потенциально опасной технологией и убрала ее реализацию из редактора, зато усовершенствование многоканального движка пошло полным ходом. Audition, как и Wavelab, работает в двух режимах - редактирование как одиночных файлов, так и многоканальных монтажных проектов, которые, кроме звука, могут включать в себя также и видео.
Отличительные черты Audition - уникальный, запоминающийся интерфейс и высочайшее качество встроенных эффектов, памятное еще по временам CoolEdit. Что до эффектов внешних, то Audition поддерживает как DirectX, так и VST-эффекты. Одним словом, разработчикам SoundForge нужно срочно что-то делать по усовершенствованию своего продукта, потому что Audition и Wavelab, кажется, давно шагают впереди.
скачать Sony Acid
Популярный среди диджеев многоканальник, очень простой в обращении. Ориентирован на работу со звуковыми петлями, диски с которыми можно доступны в продаже в большом количестве.
Acid умеет в реальном времени повышать-понижать питч (базовую частоту, тон) петель, таким образом можно влиять не мелодию. Acid идеально подходит начинающим, у которых есть хотя бы несколько дисков со звуковыми петлями. Поначалу работа с Acid впечатляет своей простотой - вы загружаете сэмплы и в буквальном смысле рисуете ими по дорожкам, используя инструменты вроде кисточки, ластика и так далее. Но когда запас петель будет исчерпан, может возникнуть острое желание двигаться дальше - хотя, впрочем, некоторым людям достаточно и микширования петель. Конечно же, в ACID можно не только петлями по дорожкам рисовать, но полагаю, что есть продукты, в которых остальные вещи делать удобнее. Например, в Cubase. Хотя и в ACID с некоторых пор появилась поддержка MIDI и VST-инструментов - но - каждая программа имеет свои основы. А ACID зиждется на петлях.
У Acid есть еще и "брат" - Vegas, более ориентированный на монтаж как звука, так и видео - включая не только эффекты (190 штук) и переходы (а их 175), но и коррекцию цвета. А интерфейс похож на ACID. Vegas - вполне профессиональный инструмент, реальный конкурент Adobe Premiere.
скачать Fruity Loops
Еще в конце 90-тых годов этот синтезатор выгодно отличался от других своим, не побоюсь этого слова, вкусным интерфейсом и богатым звуком, хотя и казался довольно бесхитростным. Может статься, что именно Fruity Loops стал праобразом современных навороченных VST-инструментов.
Прошло время, Fruity Loops превратился в большой продукт с поддержкой внешних инструментов VST и DXi, обзавелся дополнительными модулями, по-прежнему впечатляет своим интерфейсом и может сам служить внешним синтезатором, подключаемым к таким программам, как Cubase, Sonar или Logic. Одна из особенностей Fruity Loops заключается в том, что он дает возможность начать создавать музыку сразу, без какой-либо подготовки. Освоить Fruity Loops - дело получаса, если не нескольких минут. Очень рекомендую.
ReBirth
Ветеран звукового фронта. Представляет собой секвенсер с четырьмя встроенными панелями - драм-машина, ритм-секция и два синтезатора TB-303 (Transistor Bass 303) - это эмулятор того самого синтезатора, с помощью которого делался характерный квакающий завывающий звук в музыке стилей вроде acid trance.
В ReBirth также существовало понятие "мод" (от "модуль") - как бы скин, который меняет не только внешний вид, но и звучание ритм-секции и ударных.
ReBirth был очень популярен в конце 90-тых годов. Создавались "моды" к нему, устраивались конкурсы созданных в нем песен, были сайты с огромными архивами таких композиций. Куда все это подевалось - не знаю, наверное, быльём да мхом поросло, но сделанную в ReBirth музыку уже не услышишь на радио.
Хотя ReBirth по-прежнему может быть полезен новичкам, поскольку прост и удобен, да и звук в нем очень качественный. Кроме того, на примере ReBirth легче всего понять, как устроены современные навороченные синтезаторы. скачать бесплатно программы

Комментариев нет:

Отправить комментарий