суббота, 14 августа 2010 г.

Adobe Audition 1.5

Сегодня в обзоре речь пойдет о продукте компании Adobe, звуковом редакторе Audition.
В отличие от других программ Adobe, долгожителей вроде Photoshop или Illustrator, Audution появилась в арсенале Adobe сравнительно недавно. С Audution компания Adobe наконец вышла на рынок программ, предназначенных для обработки звука.


Рисунок 1.
Да, возможность микширования и обработки звука была и есть в таких флагманских продуктах Adobe, как Premiere и After Effects, однако любой звукорежиссер всегда хочет иметь под рукой инструмент, заточенный именно для работы со звуком. Поэтому обычно при работе над фильмом звук микшируется не в программе видеомонтажа, а в чем-нибудь другом вроде Steinberg Nuendo. Но я должен отметить, что и в Adobe Premiere Pro звуковой движок очень развит, а функции сведения звука настолько удобны, что порой их не хватает в других программах. Например, в Premiere Pro вы можете навесить эффекты на отдельно взятый на дорожке сэмпл. А в том же скачать Steinberg Cubase этого сделать нельзя. Но вернемся к теме.
Итак, Adobe вошла в новую для нее нишу рынка. Но с новой ли программой? Нет. Еще в конце девяностых годов прошлого века компания Synthrillium выпускала программу под названием Cool Edit. Его почему-то очень любили гитаристы. Cool Edit мог работать в двух режимах. Первый режим - обычный редактор волновых файлов - сэмплов. И второй режим - многоканальный, дающий пользователю возможность микшировать расставленные на дорожках звуковые фрагменты.
Cool Edit был довольно популярен и на рубеже тысячелетия распался на два продукта, скачать бесплатно программы Cool Edit Pro и Cool Edit 2000. Последний представлял собой усеченную версию Pro - например, наибольшее количество дорожек в нем было ограничено до четырех (или многоканальность была реализована за счет плагина - я уже не помню точно).
Cool Edit заслужил хорошую репутацию. Качественная обработка звука, некоторые уникальные эффекты. Например, было в нем встроено средство синхронизации мозговых волн. Наш мозг генерирует электромагнитные волны разных частот. Во сне эти частоты одни, в возбужденном состоянии - другие, и так далее. То есть при разных состояниях активности мозга - разные волны. Согласно технологии, которая сейчас применяется достаточно широко, на мозг можно влиять - переводить в нужное состояние, искусственно стимулируя его волнами нужной частоты. И Cool Edit позволял "вставлять" в звуковой материал такие волны. Правда, предупреждая, что это штука опасная, может вызывать у эпилептиков припадки, да и вообще это малоисследованная область.
Автор этих строк некоторое время тестировал "мозговые волны" на себе. Результат нулевой. Хотя знакомые мои утверждают, что эффект на них производится. В любом случае интересно.
Почему я завел разговор о Cool Edit? А очень просто. Компания Adobe купила Cool Edit и, несколько переделав его, стала выпускать под названием Audition. Интересно отметить один факт. Почти все известные звуковые программы были куплены (с командами разработчиков или без) крупными компаниями и корпорациями. Sony приобрела продукты компании Sonic Foundry (Sound Forge, Vegas и так далее), Yamaha купила Steinberg, Adobe приобрела Cool Edit. Кажется, только Twelve Tone Systems держатся на плаву с замечательной линейкой продуктов Cakewalk/Sonar.
Итак, Cool Edit мертв, да здравствует Audition. Увы, в Audition исчезла часть функций Cool Edit, в том числе и знаменитый синхронизатор мозговых волн. Возможно, новые владельцы продукта просто не захотели нести ответственность за потенциально опасную технологию. Зато в программе появилось много чего нового, и уж разумеется позаботились о достаточно тесном взаимодействии с другими продуктами Adobe, такими как Premiere Pro, After Effects и Adobe® Encore (tm) DVD.
Кроме того, была добавлена поддержка технологии ReWire, которая обеспечивает одновременную работу Audition вместе с другими звуковыми программами, тоже поддерживающими ReWire - это Propellerhead Reason и Ableton Live.
Audition поддерживает также VST-плагины (напомню, что скачать Cool Edit "понимал" плагины только своего формата да DirectX), правда, не все - за бортом остаются некоторые стандартные VST-плагины, которые идут в комплекте с Steinberg Cubase VST или Nuendo. Но бОльшая часть VST-плагинов все-таки работает и в Audition. Разумеется, это не касается плагинов-инструментов.
Хотя Audition дает возможность импортировать в проект внешний MIDI-файл, он, файл этот, будет представлен в виде одной дорожки с минимальным набором производимых над ней действий. Эффекты на нее не навесить. И не вывести на какой-нибудь виртуальный инструмент. Зато есть функция транспонирования - прямо из контекстного меню. И там же - возможность выбрать темп. Но MIDI-функции в Audition - второстепенны. Audition был и остается добротным виртуальным аналогом многоканального магнитофона и предназначен для работы с "живым" материалом, причем если в системе установлено несколько звуковых карт, или на звуковой карте присутствует более одного входа, то можно записывать одновременно несколько партий, по одной на каждый вход.
В отличие от своих собратьев из мира звуковых программ, Audition не предъявляет особых требований к системе - работает даже на Windows 98 SE. Да и вычислительных ресурсов потребляет не так уж много.
Одна из причин тому - Audition использует при сведении дорожек принцип фонового микширования, умея микшировать всю композицию до конца уже во время ее воспроизведения. Если же вычислительной мощности процессора не хватает, то композиция будет сначала смикширована, а потом уже воспроизведена. Гибкое управление этой возможностью скрыто в контекстном меню, которое можно вызвать, щелкнув правой кнопкой мыши по полоске, отображающей состояние рендеринга (выделено красным цветом):
Рисунок 2.
И другая причина - по сравнению с той же Cubase или Nuendo (да и Premiere Pro!), Audition несколько отстает в поддержке ресурсоемких вещей вроде автоматизации. Динамически изменять вы можете только громкость и панораму дорожки. А вот "запрограммировать" поведение параметров эффектов вам не удастся. Как выберите одни настройки для эффекта, так и будет. Кажется, движок Cool Edit, некогда один из самых передовых, мало развивался с девяностых годов в плане своей архитектуры.
Тогда, в девяностых - о, 32-битная обработка сигнала, новаторский и удобный интерфейс (Cubase тех лет была эргономически очень далека от Cool Edit). Сейчас же может показаться, что ситуация изменилась на противоположную. Что мы имеем? Audution до сих пор - очень крепка в своем основании. Это мощная поддержка звуковых форматов (а еще с помощью Audition удобно выковыривать звуки из игр, если знаешь формат, в котором они сохранены), это действительно отличнейшее качество обработки звука, большое количество функций (раскрытое меню Edit не помещается в высоту при разрешении экрана 1280х960 пикселов), 128 дорожек в многоканальном режиме. Однако новые функции просто добавляются к уже существующему движку. А в Cubase, Nuendo и Premiere Pro такие движки более развиты. Возможности Audition в развитии упираются в движок. Движок же этот не следует концепциям, реализованным в современных движках. Хотя, многим пользователям за глаза хватит и возможностей Audition. Ведь моя воркотня насчет движка - это мнение человека, перепробовавшего множество таких продуктов, знающего их возможности. Мне в работе нужна автоматизация эффектов, а в Audution ее нет, вот я и ворчу. Audition можно расценивать как крепкого середняка. В области программ многоканального сведения. Однако не будем забывать, что достаточно нажать на кнопку и Audition из многоканальника превращается в превосходный редактор сэмплов! Его возможности ставят Audition на один уровень с другими "брэндами" в этой области - Steinberg Wavelab и Sony SoundForge. Но об этом и о многом другом - я расскажу во второй части статьи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий